Старшая группа
от 5-ти до 6-ти лет
Характеристика физического и психического развития ребенка
На шестом году жизни в физическом развитии детей происходят существенные изменения. Возрастает роль коры головного мозга в регуляции поведения детей. Совершенствуются процессы высшей нервной деятельности. Начинается замена молочных зубов на постоянные. Значительно увеличивается подвижность детей, они успешно овладевают основными видами физических упражнений, стремятся добиться качественных показателей (дальше прыгнуть, метнуть), показать при выполнении движений ловкость, быстроту, силу, выносливость. Проявляются элементы творчества при выполнении физических упражнений, во время игр, интерес к соревнованиям со сверстниками.
Шестой год жизни характеризуется интенсивным развитием всех жизненно важных систем, сбалансированностью в их работе. Происходит перестройка мозговой активности, мозг ребенка работает на опережение. Важным новообразованием является установление межполушарной асимметрии. У девочек левое полушарие созревает раньше, чем у мальчиков (левое полушарие отвечает за произвольные, осознаваемые акты, словесно-логическую память, рациональное мышление, положительные эмоции; правое - за реализацию непроизвольных интуитивных реакций, иррациональное мышление, образную память, отрицательные эмоции). А возникновение условного коркового торможения обеспечивает новые возможности в регуляции поведения и психической деятельности. Ребенок готов к интеллектуальным нагрузкам, к длительному погружению в специально организованную учебную деятельность.
Ведущей остается игровая деятельность. Дети любят играть, творчески реализовывать сюжет, в котором находят отражение бытовые ситуации, события общественной жизни, элементы трудовой деятельности взрослых. Главным содержанием игр становится воспроизведение отношений между людьми и выполнение правил относительно взятой на себя роли. В играх возникает несколько типов взаимоотношений: реальные межличностные (возникающие до начала игры), сюжетно-ролевые (обусловленные сюжетом и содержанием игры), организационно-деловые (отношения по поводу организации игры).
Развивается и трудовая деятельность детей.
Преобладающей формой общения ребенка со взрослыми становится личностное общение, направленное на достижение взаимопонимания, получение от взрослого оценки свойств и качеств собственной личности.
У детей от 5 до 6 лет продолжает развиваться продуктивная деятельность.
Конструктивная деятельность характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность.
Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала.
В музыкальной деятельности продолжается формирование основ музыкально-эстетического сознания. Происходят существенные изменения в эмоциональном мире ребенка. Они вызваны повышением общего уровня психического развития, усложнением характера музыкальной деятельности, обогащением его жизненного опыта.
Распорядок дня
Приём детей, индивидуальная деятельность, игры |
7.30-8.15 |
Утренняя гимнастика |
8.15-8.20 |
Гигиенические процедуры, дежурство |
8.20-8.45 |
Завтрак |
8.45-9.05 |
Игры, подготовка к занятиям |
9.05-9.10 |
Специально организованная деятельность |
9.10-10.55 |
Занятие 1 | 9.10-9.35 |
Перерыв | 9.35-9.50 |
Занятие 2 | 9.50-10.15 |
Перерыв | 10.15-10.30 |
Занятие 3 | 10.30-10.55 |
Подготовка к прогулке, прогулка |
10.55-12.40 |
Возвращение с прогулки, подготовка к обеду |
12.40-12.50 |
Обед |
12.50-13.15 |
Сон |
13.15-15.15 |
Постепенный подъём, закаливающие мероприятия |
15.15-15.25 |
Игры-занятия, дополнительные образовательные услуги |
15.25-15.55 |
Подготовка к полднику, полдник |
15.55-16.10 |
Игры, самостоятельная деятельность |
16.10-16.20 |
Подготовка к прогулке, прогулка, работа с родителями, уход детей домой |
16.20-18.00 |