Рекомендациидля родителей, воспитывающих детей с особенностями психофизического развития
Для успешной адаптации ребенка с особенностями в развитии в интегрированном классе/группе необходимо знать:
1.Поступая в школу, ребенок должен полностью себя обслуживать: одеваться, раздеваться, держать в порядке личные вещи и т.д.
2. Возможно, ребенок впервые заметит свое отличие от других. Нужно предупредить отрицательные переживания ребенка, если заранее позаботиться об установлении правильного отношения к своему недугу (нарушению). Показать ему свой пример «Мой ребенок такой же, как и все, хотя имеет нарушенное зрение (слух, речь и т.д.)».
3. Родителям необходимо наладить тесный контакт с учителем и учителем-дефектологом класса. Принимать участие в составлении индивидуального плана обучения своего ребенка, при этом учитывать отражает или учитывает программа сильные и слабые стороны личности ребенка, определены ли близкие и далекие цели.
4. Знакомиться с программами специальных школ, чтобы осознанно участвовать в коррекционной работе.
5. Интересоваться проблемами дефектологии по отдельным отраслям.
6. Интересоваться вопросами обучения и воспитания своего ребенка:
- Как ребенок усваивает материал?
- Как ведет себя, если знает ответ, наоборот, не знает?
- Как налаживаются взаимоотношения с другими детьми?
- Как к нему относятся другие дети?
7. Как можно чаще посещать школу, поддерживать постоянный контакт с педагогами, работающими с ребенком.
В семье
1.Расширять социальный опыт ребенка (поведение на улице, в аптеке, магазине, и т.д.);
2. Соблюдать последовательность требований, предъявляемых ребенку (пусть ребенок знает, что Ваши требования не изменяются);
3. Хвалить ребенка так, чтобы он знал, что сделал хорошо (хвалить всегда сразу после деятельности);
4. Развивать у ребенка самостоятельность, уверенность в достижении цели.
Если ребенок отстает в интеллектуальном развитии
- Обратить особое внимание на формирование у ребенка целенаправленной деятельности;
- Закреплять его волевые усилия;
- Расширять познавательный и социальный опыт ребенка;
- Поддерживать желание сопровождать свои действия речевым поведением;
- Обращаться к ребенку с конкретными короткими инструкциями, стимулировать качество их выполнения.
Если ребенок имеет нарушения речи
- Оберегать ребенка от конфликтов, от увеличения речевых нагрузок;
- Помогать находить нужные слова и грамматические конструкции для высказывания мыслей;
- Развивать ассоциативное мышление, обогащать речь ребенка во время беседы, совместных действий наблюдений;
- Помогать ребенку пользоваться синонимами, овладевать средствами связной речи.
Ключевые черты, которыми должны обладать родители:
- Иметь веру в жизнь, внутреннее спокойствие, чтобы не заражать своей тревогой детей.
- Строить свои отношения с ребёнком на успешности, что определяется родительской верой в его силы и возможности.
- Чётко знать, что ребёнок не может вырасти без атмосферы похвалы.
- Развивать самостоятельность своего ребёнка и поэтому для его же блага (по возможности сокращать постепенно свою помощь до минимума).
Советы родителям по формированию у детей навыков самообслуживания:
- Труд в семье должен быть систематическим и постоянным;
- В процессе трудовой деятельности важно развивать речь детей, оречевляя действия ребёнка.
- Включать ребёнка в трудовые дела семьи, давать им посильную работу, приучать выполнять трудовые поручения в семье (генеральная уборка, подготовка к праздникам, мытьё посуды, вынос мусора, уборка игрового уголка и т.д.)
- При самообслуживании требуется самостоятельность ребёнка и поощрение взрослых.