II младшая группа
от 3-х до 4-х лет
Характеристика физического и психического развития ребенка
Дети в этом возрасте уже имеют значительный двигательный опыт: владеют всеми основными движениями, умеют использовать их в самостоятельной деятельности в зависимости от обстановки, условий; проявляют в движениях элементарные физические качества (ловкость, быстроту, выносливость). Движения становятся более разнообразными и координированными. Дети ощущают потребность в движении, полное удовлетворение которой способствует физическому и психическому развитию. При выполнении движений преобладают игровые мотивы (с удовольствием подпрыгивает - как зайчик, легко бегает на носках - как мышка, и т.д.). Индивидуальные различия в объеме, продолжительности содержания двигательной деятельности значительны.
Начинается активное познание социального мира. Объектами пристального внимания ребенка становятся человек, его деятельность, поведение, отношения. Развитие социального восприятия происходит по двум направлениям - восприятие мира взрослых и восприятие сверстников.
На четвертом году жизни ребенок открывает для себя сверстника как партнера, стремится к общению и сотрудничеству с ним. Развитие личности каждого ребенка имеет свои особенности.
Появляется ролевая игра. В игре ребенок строит игровые цепочки, передавая последовательность близких его бытовому опыту действий, берет на себя роли, но не обозначает их, подчиняя им свое поведение. Усложняется сюжет и содержание игр. Сами игры приобретают более устойчивый характер, увеличивается количество их участников. Постепенно ребенок овладевает способом замещения: наряду с реальными предметами использует предметы-заместители.
Начинают формироваться предпосылки трудовой деятельности.
Четвертый год жизни имеет важнейшее значение для развития чувственных форм познания. В структуре детского восприятия происходят существенные изменения.
У детей начинает проявляться воображение. Ребенок начинает выделять вымышленное и отличать его от реального.
Активный и пассивный словарный запас значительно увеличивается, обогащается словами обобщающего характера, глаголами, названиями предметов, их свойств и отношений. Ребенок постепенно овладевает способами словоизменения и словообразования. Начинается период активного словотворчества: ребенок придумывает различные формы от уже имеющихся у него в лексическом запасе слов. Совершенствуется звуковая сторона речи.
Ребенок активно начинает устанавливать и понимать элементарные причинно-следственные, временные связи между предметами и явлениями.
В изобразительной деятельности и конструировании дети переходят к намеренному изображению предметов, хотя способы их реализации еще несовершенны. Четвертый год жизни - время становления предметного рисунка, изобразительных движений, действий с воображаемыми объектами, в основе чего лежит способность к воображению.
Дети проявляют эмоциональную отзывчивость на музыку.
Развиваются и эстетические чувства. Дети сопереживают героям любимых сказок, неравнодушны к музыке, краскам природы, книжной графике, используют цвет как средство передачи своего отношения к людям, предметам окружающего мира в рисунках, аппликации. В процессе деятельности и общения с окружающими ребенок способен проявить не только симпатию (антипатию), но и чувство товарищества, дружбы. Он живет преимущественно в мире чувств и эмоций. И не только положительные эмоции владеют им. Озабоченность могут вызвать такие эмоциональные проявления, как конфликтность, депрессия, тревога, чувство неполноценности, агрессивность. Вообще же дошкольникам этого возраста свойственны позитивные эмоции, высокая заражаемость эмоциональным состоянием других детей, взрослых.
Распорядок дня
Приём детей, индивидуальная деятельноcть,игры |
7.30-8.27 |
Утренняя гимнастика, гигиенические процедуры, подготовка к завтраку |
8.27-8.35 |
Завтрак |
8.35-9.00 |
Игры, подготовка к занятиям |
9.00-9.15 |
Специально организованная деятельность |
9.15-10.00 |
Занятие 1 | 9.15-9.30 |
Перерыв | 9.30-9.45 |
Занятие 2 | 9.45-10.00 |
Подготовка к прогулке |
10.00-10.15 |
Прогулка |
10.15-12.15 |
Возвращение с прогулки, гигиенические процедуры |
12.15-12.30 |
Обед |
12.30-13.00 |
Сон |
13.00-15.10 |
Постепенный подъём, закаливающие мероприятия |
15.10-15.30 |
Игры, самостоятельная деятельность |
15.30-15.50 |
Подготовка к полднику, полдник |
15.50-16.10 |
Игры, самостоятельная деятельность |
16.10-16.25 |
Подготовка к прогулке |
16.25-16.40 |
Прогулка, работа с родителями, уход домой |
16.40-18.00 |