Памятка родителям
Адаптация ребенка к условиям детского сада
С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения.
Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т.д.
Длительность адаптации зависит также и от уровня развития ребёнка.
Основные трудности, возникающие в период адаптации:
- Нарушения режима дня, т.е. в домашних условиях режим дня не придерживается детсадовского.
- У большого количества детей проблемы в развитии элементарных навыков самообслуживания, т.е. ребёнок не научен.
- родителями самостоятельно одеваться-раздеваться, пользоваться горшком, самостоятельно есть и т.п.
- Отсутствие правильной речи.
- Отсутствие навыков общения со сверстниками и взрослыми.
Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода
- Возраст
- Состояние здоровья
- Уровень развития
- Умение общаться со взрослыми и сверстниками
- Сформированности предметной и игровой деятельности
- Приближённость домашнего режима к режиму детского сада
Как родители могут помочь своему ребёнку в период адаптации к ДОУ
- По возможности расширять круг общения ребёнка, помочь ему преодолеть страх перед незнакомыми людьми, обращать внимание ребёнка на действия и поведение посторонних людей, высказывать положительное отношение к ним.
- Помочь ребёнку разобраться в игрушках: использовать сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребёнка в игру
- Развивать подражательность в действиях: «полетаем, как воробушки», «попрыгаем, как зайчики».
- Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего.
- Не высказывать сожаления о том, что приходится отдавать ребёнка в дошкольное учреждение. Некоторые родители видят, ребёнок недостаточно самостоятелен в группе, например, не приучен к горшку. Они пугаются и перестают водить его в детский сад. Это происходит оттого, что взрослые не готовы оторвать ребёнка от себя.
- Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий.
К моменту поступления в детский сад ребёнок должен уметь:
- самостоятельно садиться на стул;
- самостоятельно пить из чашки;
- пользоваться ложкой;
- активно участвовать в одевании, умывании.
Что делать, если...
...Ребёнок начал ходить в детский сад:
- Установите тесный контакт с работниками детского сада.
- Приучайте ребёнка к детскому саду постепенно
- Не оставляйте ребёнка в саду более чем на 8 часов
- Сообщите воспитателям о привычках и склонностях ребёнка.
- С 4-го по 10-й день лучше сделать перерыв в посещении детского сада.
- Поддерживайте дома спокойную обстановку
- Не перегружайте ребёнка новой информацией
- Будьте внимательны к ребёнку, заботливы и терпеливы.
...Ребёнок плачет при расставании с родителями:
- Рассказывайте ребёнку, что ждёт его в детском саду.
- Будьте спокойны, не проявляйте перед ребёнком своего беспокойства.
- Дайте ребёнку с собой любимую игрушку или какой-то домашний предмет.
- Принесите в группу свою фотографию.
- Придумайте и отрепетируйте несколько разных способов прощания (например, воздушный поцелуй, поглаживание по спинке)
- Будьте внимательны к ребёнку, когда забираете его из детского сада.
- После детского сада погуляйте с ребёнком. Дайте ребёнку возможность поиграть в подвижные игры.
- Устройте семейный праздник вечером.
- Демонстрируйте ребёнку свою любовь и заботу
- Будьте терпеливы.
Мы желаем вам успехов в подготовке к такому важному и волнующему периоду жизни малыша!