Как правильно учить ребёнка читать
(Советы специалистов)
- Пока ребёнок не пошёл в школу, специалисты советуют не учить с ним буквы. Учите звуки. Например, не «Эр», а «Р», не «Эн», а «Н».
- Показывайте малышу буквы в словах. Приучайте малыша с детства, что буква редко стоит отдельно, она находится вместе с другими буквами.
- Не забывайте о том, что ребёнок дошкольного возраста ещё не готов к обучению, ему трудно усидеть на месте. Поэтому, заставляя малыша долго сидеть, можно отбить у него охоту учиться. Обучение должно быть дозированным («урок» длится не более 5 минут) и только в форме игры.
- Если ребёнок выучил буквы, следует постепенно приступать к изучению слогов.
Здесь вы должны быть максимально терпеливы. Прежде чем ребёнок поймёт, что М-А – это МА, пройдёт определённое время. Здесь также пригодятся игровые упражнения.
- Не нужно давать сразу много слогов, начните с 2-6, и пока ребёнок их не усвоит, не переходите к следующим.
- Когда вы почувствуете, что ребёнок понял принцип чтения по слогам, попробуйте проверить, понимает ли он слова. Например, понимает ли малыш, что прочитав по слогам МА-МА, получается слово «мама».
- Не пропускайте занятия, попробуйте сделать их регулярными, чтобы понемногу приучать ребёнка к дальнейшим школьным урокам. Но не перегружайте малыша! На этом этапе такие игры-занятия должны длиться не более 15 минут.
- Следите за объёмом информации, который ребёнок получил за урок. Не позволяйте малышу манипулировать вами. Например, часто дети сразу отказываются заниматься. Это происходит потому, что малыш ещё не привык к обучению (именно поэтому специалисты советуют начать обучение на дому, чтобы таких проблем не возникало в школе). В таких случаях не надо принуждать ребёнка, кричать, наказывать. Попробуйте договориться, включая игру. Например: «Бабушка передала нам вкусный пирожок, но он скрылся под определённым слогом. Давай прочитаем и найдём, где пирожок». Дети обожают такие игровые моменты и тогда способны совсем забыть о том, что это обучение. В конце концов, это и есть вершина педагогического мастерства – учить ребёнка играя.
- Хвалите ребёнка. Он должен чувствовать, что выполняет всё правильно, что мама рада. Тогда и результативность будет лучше.
- Обращайте внимание ребёнка на различные шрифты. Например, гуляя на улице, рассматривайте вывески, отыскивайте там букву «А» и др. Это нужно делать потому, что дети могут привыкнуть к определённому шрифту и не распознавать буквы в других.
- Если чувствуете, что малыш не понимает, и это вас раздражает, то лучше выйдите из комнаты, сделайте перерыв. Ни в коем случае нельзя проявлять негативные эмоции. Если малыш не понимает, значит, информацию он ещё не осознал. Не надо давить.
Букварь из журнальных вырезок
А вот как можно поиграть во время изучения букв. Подготовьте толстый блокнот (тетрадь, альбом), в котором каждую страницу выделите для какой-то буквы алфавита. Напишите, нарисуйте или наклейте букву-хозяйку на её странице. А теперь клейте на страницы соответствующие изображения (машину на «М», лисичку – на «Л»). Изображения можно искать в старых журналах и вырезать их. С таким буквариком можно заниматься долго, подбирая изображения и постепенно заполняя его.